Немец Себастьян Феттель из "Ред Булла" стал самым молодым в истории чемпионом "Формулы-1", выиграв заключительную гонку сезона в Абу-Даби. Помог ему в этом россиянин Виталий Петров из "Рено", который сдержал атаки главного фаворита, испанца Фернандо Алонсо из "Феррари".
Крах легенды
Завершившийся сезон "Формулы-1" получился замечательным. До последней гонки он держал болельщиков в напряжении и неведении относительно того, кто же станет чемпионом мира. Развязка получилась потрясающей, как и сама гонка, которая началась со страшной аварии.
Символично, что виновником ее стал легендарный Михаэль Шумахер. 41-летний немец, который решил вернуться в королевские гонки спустя несколько лет заслуженного отдыха, провел сезон неудачно.
В его активе всего 72 очка, против 142, которые набрал его напарник по команде "Мерседес" и соотечественник Нико Росберг. Семикратный чемпион мира выглядел словно новичок, от которого требовали результата, и не справлялся с давлением. Шумахер ошибался в нынешнем сезоне так часто, как, пожалуй, никогда в карьере. И ошибка на выходе из восьмого поворота автодрома "Яс Марина" могла стать для него фатальной. Со старта Михаэль пытался отстоять свою позицию, боролся в том числе и с Росбергом, а в результате его развернуло на левой стороне трассы носом к позади едущим машинам.
Виталий Петров проявил чудеса реакции и сумел увернуться, а вот итальянец Витантонио Лиуцци из "Форс Индии" врезался прямо в машину Шумахера, его болид просто накрыл "Мерседес" немца. Это сейчас, когда уже известно, что все обошлось, легко смотреть на видеоповтор, а в момент аварии казалось, что трагедии не избежать.
"Феррари" сделала ставку не на того "быка"
Для Шумахера гонка закончилась, едва начавшись, но свое влияние на ход Гран-при Абу-Даби авария немца оказала. Только известно это стало чуть позже, когда пилоты проехали примерно треть дистанции. Дело в том, что организаторы сразу после аварии выпустили на трассу автомобиль безопасности, и некоторые команды, воспользовавшись ситуацией, решили позвать в боксы гонщиков, чтобы сменить мягкую резину на более жесткую, которой хватило бы до финиша.
Как известно, пит-стоп под пейс-каром позволяет минимизировать потери в плане отставания. Да, позиции будут потеряны, но на трассе машины останутся друг к другу максимально близко. Стартовавший с десятого места Петров тоже оказался в боксах, получил новую резину и бросился прорываться из середины второго десятка вперед.
Среди лидеров же шла тактическая борьба. Алонсо перед началом гонки в Абу-Даби опережал австралийца Марка Уэббера на 8 очков, а Феттеля - на 15. Испанец стартовал третьим, но тут же уступил свою позицию прошлогоднему чемпиону мира Дженсону Баттону из "Макларена". Феттель ушел в гонку с поул-позишн и вместе с Льюисом Хэмилтоном, чемпионом 2008 года, после рестарта оторвался от остального пелотона.
Но для Алонсо на тот момент это было не страшно. Фернандо шел четвертым, а вот Марк Уэббер потерял свою пятую стартовую позицию и откатился чуть ниже. Для лидера "Феррари" это означало, что австралиец никак не сможет его опередить в борьбе за чемпионство. Руководство и инженеры Скудерии из Маранелло все внимание сосредоточили на Уэббере, совсем забыв про Феттеля.
Уэббер заехал в боксы - и тут же на смену резины позвали Фернандо. Но "Феррари" ошиблась в выборе "быка", то бишь пилота "Ред Булла". Дело в том, что и Уэббер, и Алонсо после выезда с пит-стопов оказались в плотном трафике в группе гонщиков, которую возглавлял Петров. Но россиянин то уже побывал в боксах и пропускать никого не был обязан! А Феттель уверенно мчался к победе.
Герой Абу-Даби
Алонсо нужно было кровь из носу возвращаться на четвертое место, чтобы гарантировать себе чемпионский титул. Но впереди была желтая преграда - "Рено" Петрова. Остальных двукратный чемпион мира опередил, но Петров... Виталий провел лучшую гонку в сезоне. Фернандо Алонсо по умению контролировать свои эмоции и манере пилотирования часто сравнивали с Михаэлем Шумахером.
Но Алонсо - испанец, и весь его темперамент выплеснулся в бессильных попытках обойти Петрова. У него для этого было 39 кругов - более чем достаточно, и за всю эти дистанцию Фернандо лишь дважды подобрался к Виталию на дистанцию непосредственной атаки. И обе попытки оказались неудачными, они заканчивались для Алонсо выездом на широкие полосы безопасности.
В общем, фаворит чемпионата мира не справился с новичком, а после финиша, когда машины Петрова и Алонсо поравнялись, испанец позволил себе сделать оскорбительный жест в адрес россиянина. Но Виталий остался невозмутим, сохранил шестую позицию, оставив двукратного чемпиона седьмым.
"С какой стати я должен был его пропускать? Я вел свою гонку и хотел показать максимально возможный результат. Прямая здесь хорошая, длинная, но если бы после нее был быстрый поворот, который можно проходить на третьей-четвертой передаче, - Алонсо бы меня обогнал, потому что "Феррари" быстрее и на прямых, и в поворотах, у них большая прижимная сила. А когда прямая заканчивается шпилькой, где прижимная сила не важна, ему не удавалось приблизиться", - сказал Петров. И тут же признался, что мысль о том, чтобы пропустить испанца и не вмешиваться в борьбу за чемпионский титул, у него была, однако он ее отогнал.
Наверное, в том, что произошло с Алонсо, есть высшая справедливость. Ну не мог в таком интереснейшем сезоне стать чемпионом мира пилот команды, которая плюет на болельщиков своей командной тактикой. "Феррари" и ее лидер поплатились за Гран-при Германии, когда по приказу из боксов несчастный Фелипе Масса отдал победу своему напарнику. Так что до великих трехкратных чемпионов мира Алонсо еще не дорос.
Петрова же практически все мировые СМИ назвали героем гонки на "Яс-Марина". После финиша Виталий сообщил, что еще задержится в Абу-Даби, посмотрит на тесты молодых пилотов, а затем возьмет перерыв и на месяц забудет о гонках, чтобы потом начать подготовку к новому сезону. Он не ответил на вопрос о том, останется ли в "Рено" и на следующий год, однако этот вариант видится наиболее вероятным. Петров закончил сезон на 13-м месте, набрав в итоге 27 очков, что для новичка вполне приемлемый результат.
Герой сезона
Ну а главным героем сезона стал Себастьян Феттель, который после Гран-при Сингапура в конце сентября сохранял лишь теоретические шансы на титул. Однако в четырех последних гонках молодой немец одержал три победы (а если бы не мотор "Рено" в Корее, выиграл бы все четыре) и заслуженно добился чемпионского звания.
Феттель громко заявил о себе еще в 2008 году. Тогда в последней гонке сезона он не пропустил вперед Хэмилтона, рвавшегося к титулу, лишил бы британца первого места, но тогда Льюису помог отказ мотора на "Тойоте" Тимо Глока. В прошлом году Себастьян боролся уже за чемпионский титул с Дженсоном Баттоном, но недостаток опыта не позволил ему выдержать такое давление.
В нынешнем году Феттель был самым быстрым в пелотоне, десять раз выигрывал поул-позишн, одержал пять побед и в итоге стал самым юным чемпионом королевских гонок в истории. Он выиграл титул в 23 года и 106 дней, побив рекорд Хэмилтона, который приехал к чемпионству в 23 года и 307 дней.
Команда до последнего держала немца в неведении относительно того, на каком месте едет Алонсо. Лишь спустя полминуты после клетчатого флага руководитель "Ред Булла" Кристиан Хорнер сказал Себастьяну по радио, что он - чемпион. Феттель отреагировал очень эмоционально, а на пресс-конференции после гонки говорил долго, сумбурно и чуть не плакал. Теперь он - самая яркая звезда "Формулы-1". Второй немец в истории, которому удалось стать чемпионом.
Кстати, Хорнер признал, что Петров очень помог Феттелю в борьбе за чемпионский титул и заслужил персонального приглашения на чемпионскую вечеринку, которую устроят "быки", а новый чемпион поблагодарил Виталия на пресс-конференции и выразил надежду, что в следующем сезоне он останется в "Формуле-1".