Другой темы не нашел, поэтому в этой. Что полезно знать, чтоб всегда завестись и доехать :)
Информация с сайта оптового поставщика топлива.
Зимнее дизельное топливо
Еще раз о морозоустойчивости дизельного топлива: помутнение, фильтруемость, застывание.
Температурные характеристики топлива зимой выступают в качестве основного критерия применимости. Главную проблему зимой представляют парафины, которые в той или иной концентрации всегда присутствуют в дизельном топливе. При охлаждении они переходят в твердое состояние и выпадают в осадок - зрительно это воспринимается как помутнение дизельного топлива. Само по себе помутнение не опасно. Но если продолжить охлаждение, то начнется агломерация - срастание молекул парафинов между собой. Как только парафиновые агломераты станут соразмерными с диаметром микропор фильтра тонкой очистки топлива, фильтр окажется заблокированным белым парафиновым гелем. Топливо перестанет поступать к двигателю.
Температура, при которой это происходит, называется температурой предельной фильтруемости. При дальнейшем охлаждении топливо неизбежно, как и любая другая жидкость, замерзнет и перейдет в иное агрегатное состояние - в твердое. Соответственно, качество дизельного топлива на морозе характеризуется тремя параметрами — это температура помутнения, температура предельной фильтруемости и температура застывания. Для системы питания двигателя наибольшее значение имеет температура предельной фильтруемости. Ведь даже если топливо начало мутнеть, но еще способно пробиваться через микропоры фильтра, мотор будет работать.
Для снижения температуры фильтруемости в топливо вводят так называемые депрессорные присадки, ограничивающие рост парафиновых агломератов. Таким способом удается понизить температуру фильтруемости до минус 15°С. Именно такое топливо и производит Московский НПЗ под маркой ТДА(ЕН590) сорт Е. В топливах с температурой фильтруемости ниже минус 15°С содержится, как правило, более высокая концентрация керосиновой составляющей.
Смесь летнего дизельного топлива с керосином.
Традиционно зимой на московском рынке появляется "бодяга" - смесь летнего дизельного топлива и керосина в пропорциях до 1:1 включительно. Под смесь при необходимости подкладывается паспорт "зимнее дизельное топливо минус 25" (и даже выдумываются новые НПЗ !). На рынок "народный дизель" выходит иной раз на 3-4 рубля за литр дешевле "честного" топлива.
Разбавленное керосином дизельное топливо теряет смазывающие свойства, что приводит к ускоренному износу топливной аппаратуры. Двигатель после зимнего сезона работы на таком топливе весной отправляется в переборку. Затраты на его ремонт намного превышают «экономию» от закупок дешевого топлива. И это не говоря уже о существенном риске того, что вам придется заплатить за сомнительного поставщика НДС.
Подробнее об этом см. нашу заметку в блоге от 25 января 2010 года: "Дизельное топливо ДЕШЕВО".
Номенклатуры зимнего дизельного топлива.
Новый ГОСТ Р 52368-2005 повторяет все требования европейского стандарта ЕН 590:2004 (именно поэтому в обозначениях топлива, изготовленного по ГОСТ Р 52368 обязательно присутствует слово «ЕВРО» и ссылка на «ЕН 590:2004»). Согласно этому ГОСТу топливо классифицируется по двум признакам:
По признаку предельного содержания серы, отраженному в показателе «ВИД» топлива:
По признаку температуры использования (климатической зоны, в которой топливо может применяться).
Для умеренной климатической зоны дизельное топливо условно разделяют по шести сортам: А,В,С,D,E,F.
Сорт B Сорт C Сорт D Сорт E Сорт F
Температура фильтруемости, °С, не выше
0 - 5 - 10 - 15 - 20
Для районов с холодным климатом дизельное топливо условно разделяют на пять классов: 0, 1, 2 , 3, 4.
Класс 0 Класс 1 Класс 2 Класс 3 Класс 4
Температура помутнения, °С, не выше
- 10 - 16 - 22 - 28 - 34
Температура фильтруемости, °С, не выше
- 20 - 26 - 32 - 38 - 44
Увидев слово «КЛАСС» Вы понимаете, что это топливо предназначено для холодной и арктической климатической зоны. Номер класса «3» дает Вам уверенность в том, что до температуры минус 38 °С двигатель вашей машины будет работать, как часы.
"обычное" летнее дизельное топливо (Л-0.2 62 и ТДА Сорт C) можно использовать только до температуры окружающего воздуха не ниже, чем минус 5°С При более низких температурах, парафин, содержащийся в топливе, начинает коагулироваться (слипаться), топливо мутнеет, превращается в гелеобразную массу, закупоривает сначала топливные фильтры, а затем и топливные трубки.
Для Московского региона наиболее характерно топливо с предельной температурой фильтруемости не ниже минус 15 °E. Именно такое дизельное топливо (ТДА, сорт Е) путем введения присадок, препятствующих коагуляции парафинов производит Московский НПЗ. Следует отметить, что присадочные топлива начинают мутнеть уже при температуре минус 5 °С, но присадки останавливают рост кристаллов парафина до размеров, не превышающих пропускные каналы автомобильных фильтров.
Для более низких температур применяются зимние сорта производства Рязанского НПЗ, Самарских НПЗ, Уфимских НПЗ с температурой фильтруемости до минус 25 °С.
Уфимские НПЗ выпускают дизельное Арктическое топливо с температурой применения до минус 35 °С. Это топливо на Московский рынок не поступает в виду крайне низкой вероятности таких холодов.
Также смотрите нашу рубрику часто задаваемые вопросы, в которой немалую долю составляют вопросы, посвященные зимним номенклатурам.
Как получают зимнее топливо?
Зимнее топливо с температурой эксплуатации до минус 15 °С получают, как правило, посредством введения в летние сорта депрессорных присадок, ограничивающих рост парафиновых кристаллов при отрицательных температурах.
Для получения более низких температур эксплуатации помимо введения депрессорных присадок, в топливе на заводах увеличивают керосиновую составляющую. Такая мера улучшает запуск двигателя в холодную погоду, но ухудшает при этом его тяговые характеристики.
Что делать, если замерзло дизельное топливо?
Замерзшее топливо можно восстановить для эксплуатации, только отогрев его. Других методов не существует.