В продолжение темы... Мои подозрения оправдались. Клапан ЕГР не при делах. Источником проблемы был электроклапан управления производительностью турбины. Его номер 98 018 876 80. Купил в APEX.RU на кунцевском авторынке (режим работы КРУГЛОСУТОЧНО!!!!!), при ссылке на ZZap обошлось в 1480 руб. Он предназначен для того (здесь и далее излагаю своё видение, которое не претендует на истину) чтобы "расслабить" турбину при работе на холостых оборотах, при этом вакуумный привод направляющего аппарата (простите за терминологию авиационных двигателей) переводит турбину в режим минимальной производительности. Турбина продолжает крутиться на минимуме и при этом охлаждается маслом системы смазки двигателя. Вот почему перед выключением зажигания опытные дизелисты рекомендуют "дать остыть турбине" минутку на холостых оборотах. Физика процесса состоит в том что клапан соединяет полость вакуумного регулятора турбины с атмосферой через небольшую коробочку, расположенную слева от крышки форсунок. От нее и идет самый громких звук, как показано
https://citroen-c5.ru/members/Владимир-cvs.7680/. При неполном переключении происходим зуммеризация клапана и как следствие, соответствующий шум.
После замены клапана все тревожные звуки исчезли, по субъективным ощущуниям обороты ХХ незначительно снизились, в движении двигатель стал отзывчивее и эластичнее, ровнее стали переключения АКПП с режиме "торможение-разгон".
Желаю удачи, буду рад, если кому-то помог.